ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Поваляева
М.А.
Справочник логопеда -
Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2002.
А
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА — этап при коррекции
неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука;
направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи;
заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в
слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
АЛАЛИЯ (о+ греч. lalia речь) —
отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично
сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых
областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания
или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А.
выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов;
в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся
ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и
письма.
АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ (лат. motor двигательный) —
недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным
словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи;
в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитикосинтетической
деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой
тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми;
причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр)
и его проводящих путей.
АЛАЛИЯ СЕНСОРНАЯ (лат. sensus чувство, ощущение) —
недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и
звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих,
несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи;
причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора
(Вернике центр) и его проводящих путей.
АЛЕКСИЯ (о+ лат. lego читаю) — полная
неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
АМБИДЕКСТРИЯ — способность одинаково хорошо
владеть правой и левой рукой; А. может быть врожденной или выработанной в
результате тренировки.
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ (греч. synthesis соединение,
сочетание, составление) — противоположные и неразрывно связанные логические приемы;
А. и С. находят себе широкое применение в дидактике; А., разлагая сложную
проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание
данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала
изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с
остальными предметами человеческого знания.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ НАВЫКИ — усвоение артикуляционной базы
данного языка.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ — совокупность органов,
обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой
аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и
др.
Б
БРАДИЛАЛИЯ (бради+ греч. lalia речь) — патологически замедленный темп речи.
БУКВА — графический знак, который
используется для обозначения на письме фонем.
В
ВНИМАНИЕ — произвольная или
непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
ВОСПИТАНИЕ — процесс систематического и
целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.
Г
ГЕНЕЗИС — см. Генез (греч. genesis зарождение, происхождение, развитие) —
происхождение, возникновение, начало.
ГЕНЕТИКА (греч. genetikos относящийся к
рождению, происхождению) — наука о наследственности и изменчивости организмов.
ГИМНАСТИКА РЕЧИ АКТИВНАЯ — система упражнений для речевых
органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции
логопеда.
ГИМНАСТИКА РЕЧИ
ПАССИВНАЯ — форма
речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи
механического воздействия на речевые органы (нажим руки логопеда или
соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка
произвести то же движение без механической помощи, т. е. пассивное движение
постепенно переводится в активное.
ГЛОСС (глоесогреч. glossa язык) — составная часть сложных слов,
означающая «относящийся к языку».
ГНОЗИС (греч. gnosis познавание,
знание) — познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.
ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ — совокупность органов,
участвующих в голосообразовании; Г.а. состоит из трех основных частей: легких с
системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками и
системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ — строение слова и предложения,
присущее данному языку.
ГУБЫ — органы, ограничивающие
свободным краем ротовую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой
оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г.
ГУЛЕНИЕ — голосовые реакции ребенка в
первые 2—3 месяца жизни, ранняя стадия лепета.
Д
ДИЗАРТРИЯ (диз+ греч. arthroo членораздельно произносить) — нарушение
произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации
речевого аппарата.
ДИЗАРТРИЯ БУЛЬВАРНАЯ (от греч. bulbn ни...форма
которой напоминает продолговатый мозг) — дизартрия, обусловленная
периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции,
вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их
ядер.
ДИЗАРТРИЯ КОРКОВАЯ — дизартрия, обусловленная
поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих
участие в артикуляции.
ДИЗАРТРИЯ МОЗЖЕЧКОВАЯ — нарушение произносительной
стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата
вследствие поражения мозжечка, его связей с другими отделами центральной
нервной системы и лобно-мозжечковых путей.
ДИЗАРТРИЯ ПОДКОРКОВАЯ — дизартрия, возникающая при
поражении подкорковых узлов и их нервных связей.
ДИЗАРТРИЯ
ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ (лат. extra
вне, снаружи + pyramidalis пирамидальный) — см. Дизартрия подкорковая.
ДИЗАРТРИЯ
ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ (греч. pseudes
ложный + бульбарный) — дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц,
иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие
двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей.
ДИКЦИЯ (лат. dictio произношение) — 1)
подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата,
обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также
слов и фраз в целом; 2) манера произношения слов, слогов и звуков.
ДИСГРАФИЯ (дис+ греч. grapho писать, изображать) — частичное нарушение
процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки:
искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения
слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
ДИСКАЛЬКУЛИЯ (дне+ лат. calculo считать) — частичное нарушение способности
производить арифметические действия.
ДИСЛАЛИЯ (дне+ греч. lalia речь) — нарушение звукопроизношения.
ДИСЛЕКСИЯ (дис+ лат. lego читаю) — частичное нарушение процесса чтения,
проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (фр. differentiation от лат.
differentia различие) — разделение, расчленение, расслоение целого на различные
части, формы и ступени.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ — этап в коррекционной работе по
формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения
отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.
ДЫХАНИЕ РЕЧЕВОЕ — дыхание в процессе речи,
отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом,
значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом
дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их
почти до соприкосновения на выдохе.
З
ЗАИКАНИЕ — нарушение темпо-ритмической
организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
ЗАМЕНЫ ЗВУКОВ — дефект воспроизведения звуков
речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по
способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости,
твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические
образы звуков не сформированы; см. Субституция.
ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО — 1) письмо справа налево с
зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.
И
ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare громко
произносить) — сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику,
ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне
предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а
также экспрессии и эмоций.
Й
ЙОТАЦИЗМ — нарушение произношения звука (j); Й. выражается чаще всего в
замене (j) другими звуками или
в его опускании.
К
КАППАЦИЗМ (К, каппа, буква греч. алфавита)
— сборный термин, обозначающий неправильное произношение фонем к.к', г.г', х.х'. В узком значении —
неправильное произношение фонем к, к';
см. Гаммацизм, Хитизм.
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
РЕЧИ — функция общения, заключающаяся
в передаче некоторого «интеллектуального», «логического» содержания.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ — целесообразные согласованные
движения различных мышц, осуществляемые в результате обратной афферентации и
регулирующей деятельности коры больших полушарий головного мозга.
КОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ — дизартрия, обусловленная
поражением очагов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих
участие в артикуляции.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
РАБОТА — система
педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление
недостатков психического и физического развития детей с дефектами в развитии.
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ — исправление недостатков
произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное
и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических
норм.
Л
ЛЕКСИКО-ГРАММАТЙЧЕСКИЙ — характеризующийся единством
лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.
ЛЕПЕТ — голосовые реакции ребенка на
раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде
разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется
(многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается
у детей с опозданием и в более позднем возрасте.
ЛОГОПЕДИЯ (лого+ греч. paideia воспитание, обучение) — наука, изучающая
людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической
работы с ними.
М
МАССАЖ (фр. massage) — система приемов
механических воздействий (растирание, поглаживание, поколачивание и т. п.) на
поверхность тела; способствует улучшению кровои лимфообращения, обмена веществ
в тканях; примен. с лечебными, гигиеническими и другими целями.
МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ — кончик языка при произнесении
свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними
резцами; свистящие звуки приобретают шепелявый оттенок.
МЕЛОДИКА РЕЧИ — совокупность тональных
средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении
фразы.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ — использование музыки с
лечебной целью.
Н
НАВЫК — автоматизированные компоненты
сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений, упрочившиеся
способы действий.
НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И
ПИСЬМА — резкое
затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим
недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных
способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и
замене букв.
НЁБО — горизонтальная перегородка,
разобщающая полость рта с полостью носа и носовой частью глотки.
НЁБО МЯГКОЕ — задняя подвижная часть нёба;
во время глотания, жевания и речи происходят различные движения мягкого нёба.
НЁБО ТВЕРДОЕ — часть нёба, имеющая костную
основу, покрытую сверху и снизу слизистой оболочкой; составляет передние две
трети нёба.
О
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ — различные сложные речевые
расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов
речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
ОПТИЧЕСКАЯ АГРАФИЯ И
ДИСГРАФИЯ — полное
отсутствие или искажение письма, вызванное поражением или недоразвитием
оптических речевых систем в коре головного мозга; больной утрачивает
графический образ букв или смешивает буквы по оптическому сходству.
ОРГАНЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ — различные части человеческого
организма, участвующие в образовании звуков речи.
П
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА — работа, которая обеспечивает
возможность наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости
голосовых складок.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА — создание при помощи
специальных приемов новой нервной связи между звуковыми (восприятие
произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное
воспроизведение звука и зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями;
постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных
навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи;
характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного,
кожного, двигательного, слухового), применением разнообразных методических
приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или
иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их
автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в
результате специальных упражнений и речевой практики.
ПРАКСИС — способность к выполнению
целенаправленных автоматизированных двигательных актов.
ПРЕВАЛИРОВАТЬ (нем. pravalieren + лат.
praevalere) — преобладать, иметь перевес, преимущество.
ПРИНЦИП (лат. principium начало, основа)
— основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки; внутреннее
убеждение человека.
ПРОГЕНИЯ (про+ греч. genys нижняя
челюсть) — выступание нижней челюсти вперед (по сравнению с верхней) вследствие
ее чрезмерного развития.
ПРОГНАТИЯ (про+ греч. gnathos челюсть) —
выступание верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) вследствие ее
чрезмерного развития.
ПРОФИЛАКТИКА (греч. prophylaktikos
предохранительный) — совокупность предупредительных мер, направленных на
сохранение и укрепление здоровья.
Р
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ — система органов, принимающих
участие в образовании звуков речи; в этой системе различают периферический и
центральный отделы; в состав периферического отдела Р. а. входят органы
голосообразования, дыхания и артикуляции, а также относящиеся к ним
чувствительные и двигательные центры; центральный отдел Р. а. находится в
головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих
путей и ядер соответствующих нервов.
РЕЧИ ФУНКЦИЯ — одна из основных функций речи:
1) коммуникативная (осуществление процесса общения); 2) Р. как средство
выражения и образования, развития мыслей; 3) сигнификативная (номинативная) —
обозначение предметов, явлений, действий, живых существ и т.д.
РЕЧЬ МОНОТОННАЯ — нарушение речи,
характеризующееся незначительностью интонационного выделения слов и слогов;
наблюдается при органических поражениях головного мозга (паркинсонизм); иногда
отмечается у практически здоровых.
РИНОЛАЛИЯ (лат. rhinolalia от греч. rhis
(rhinos) нос + греч. lalio речь) — вид органической дислалии; расстройство
звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в
процессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса
происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие
либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого
нёба, либо расстройств функции мягкого нёба; различают открытую, закрытую и
смешанную Р.
РИНОЛАЛИЯ ЗАКРЫТАЯ — расстройство
звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причинами Р.
з. являются органические изменения в носовой или носоглоточной области или
функциональные расстройства носоглоточного затвора, в связи с чем выделяют Р.
з. органическую и Р. з. функциональную; Р. з. образуется при пониженном
физиологическом носовом резонансе во время произношения фонем; при этом фонемы
(м), (н), (н1) звучат как (б), (д), (д1); одним из
внешних признаков Р. з. является постоянно открытый рот.
РИНОЛАЛИЯ ЗАКРЫТАЯ
ЗАДНЯЯ — нарушение
звукопроизношения, являющееся следствием аденоидных разращений, закрывающих: а)
верхний край хоан; б) половину или одну из них; в) обе хоаны с заполнением всей
носоглотки аденоидной тканью; Р. з. з. может быть также следствием сращения
мягкого нёба с задней стенкой глотки после специфических воспалений (главным
образом сифилитических), иногда — носоглоточных полипов, фибромы или иных
носоглоточных опухолей; врожденной причиной Р. з. з. бывает редко встречающаяся
хоанальная атрезия, которая полностью отделяет носоглоточную полость от
носовой.
РИНОЛАЛИЯ ЗАКРЫТАЯ
ПЕРЕДНЯЯ — нарушение
звукопроизношения, которое вызывается резким искривлением носовой перегородки,
полипами в носу, сильным насморком и др.; Р. з. п. может быть преходящей (при
воспалительном отеке слизистой носа во время насморка) или длительной (при
хронической гипертрофии слизистой носа, при полипах, искривлении перегородки
носа, опухоли носовой полости).
РИНОЛАЛИЯ ОТКРЫТАЯ — патологическое изменение
тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое
нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки,
оставляя значительную щель (укорочение мягкого нёба, параличи и парезы мягкого
нёба) или при механических дефектах твердого и мягкого нёба, когда значительная
часть воздуха попадает в носовую полость.
РИНОЛАЛИЯ СМЕШАННАЯ — состояние, когда при носовой
непроходимости имеется также недостаточный нёбно-глоточный затвор; на
произношении это отражается понижением носового резонанса, главным образом для
носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых
становится как при ринолалии открытой; различают 4 Р. с. переднюю и Р. с.
заднюю; обе формы могут быть органическими или функциональными.
РОТАЦИЗМ (лат. rhotacismus, от названия
буквы греч. алфавита «ро») — расстройство произношения фонем (р) и (р1),
которое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи; в
результате большой сложности артикуляционной работы, в частности языка
(участвуют все мышцы языка), наблюдаются следующие варианты Р.: отсутствие
одной или обеих фонем, носовое произношение, двугубное (с вибрацией губ и без
таковой), горловое, одноударное или глухое произношение.
С
САЛИВАЦИЯ (лат. salva слюна) —
слюноотделение, секреторная деятельность слюнных желез.
СИГМАТИЗМ (лат. sigmatismus от названия
греч. буквы «сигма», обозначающей звук (с)) — расстройство произношения
свистящих ((с), (с'), (з), (з1), (ц)) и шипящих ((ш), (ж), (ч), (щ))
фонем; при С. эти фонемы произносятся искаженно или совсем выпадают из речи;
одно из наиболее распространенных нарушений звукопроизношения.
СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ — 1) часть словарного состава
совр. языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общении во
всех сферах жизни человеческого общества; противопоставляется пассивному словарю;
С. а. включает как слова общенародного употребления, так и те, которые
ограничены в своем использовании (профессионализмы, эмоционально-экспрессивная
лексика и т. п.); слова С. а. лишены оттенков архаичности и новизны и образуют
ядро лексической системы языка; 2) активный запас слов отдельного носителя
языка — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в
повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического
развития, образования, социальной среды и др.
СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ — 1) часть словарного состава
языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в
повседневном общении (книжная лексика, неологизмы, еще не ставшие привычными, и
др.); 2) пассивный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного
состава языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического
развития, образования, социальной среды и др.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — 1) деривация, образование слов
в языке по существующим моделям с помощью аффиксации, чередования звуков, словосложения,
стяжения, развития новых значений и др. средств; 2) раздел грамматики,
изучающий С.
Т
ТАХИЛАЛИЯ (греч. taehys быстрый, скорый +
lalia речь) — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа
(20—30 звуков в секунду), родственное по своей; природе баттаризму; в отличие
от последнего Т. представляет собой отклонение от нормальной речи только в
отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также
лексики и грамматического строя.
ТЕМБР (фр. timbre) — окраска или
характер звука голоса, муз. инструмента, зависящие от того, какие обертоны сопутствуют основному
звуковому тону.
ТЕМП РЕЧИ — скорость протекания речи во
времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной
напряженности и слуховой отчетливости; Т. р. может быть измерен двумя
способами: числом звуков (слогов), произносимых в единицу времени, или средней
длительностью звука (слога); нормальный темп речи в среднем составляет 10—12
звуков в секунду.
ТЕМП РЕЧИ НАРУШЕННЫЙ — темп, который является
чрезмерно ускоренным, чрезмерно замедленным или прерывистым; нарушения темпа
речи могут быть физиологическими или патологическими (функциональными или
органическими); см. Баттаризм.
Брадилалия, Заикание. Итерации физиологические, Полтерн, Таосилалия.
У
УЗДЕЧКА КОРОТКАЯ — врожденный дефект,
заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки); при этом дефекте
движения языка могут быть затруднены.
УЗДЕЧКА ЯЗЫКА — складка средней линии, расположенной
в слизистой оболочке нижней поверхности языка, которая переходит на дно полости
рта.
Ф
ФОНЕМА (греч. phonema звук) — лингв, минимальная единица звукового
строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка:
морфем, слов, предложений (напр., фонемы «д» и «т» в словах «дом» и «том»).
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — способность человека к анализу
и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного
языка.
ФРАЗА (греч. phrasis выражение, оборот
речи) — законченный оборот речи, предложение; наименьшая самостоятельная
единица речи, актуализированная единица общения.
Х
ХАРАКТЕР (греч. charakter черта,
особенность) — совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей
человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.
Ч
ЧТЕНИЕ — сложный навык, усвоение
которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и
воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами.
Ш
ШЕПОТНАЯ РЕЧЬ — очень тихая речь, производимая
без участия голосовых складок.
Я
ЯЗЫК — 1) система знаков, служащая средством
осуществления человеческого общения, мышления; социально-психологическое
явление, общественно необходимое и исторически обусловленное; 2) мышечный
орган, покрытый слизистой оболочкой, расположенный в полости рта; участвует в
жевании, артикуляции, содержит вкусовые рецепторы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий